Повышение эффективности обучения английскому языку через игровые технологии
Введение ФГОС заставило современное педагогическое сообщество в очередной раз задуматься над повышением эффективности обучения. На наш взгляд, в этой связи стоит уделить особое внимание технологическому подходу, поскольку он предусматривает точное управление процессом и при правильном построении имеет гарантированный педагогический результат.
Такая технология, отвечающая требованиям новых стандартов, должна активизировать деятельность обучаемого, представлять его главным действующим лицом в учебном процессе, стимулировать познавательный интерес, учить школьника работать в команде, развивать личность ребенка в целом, с учетом его чувств и эмоций, создавая при этом комфортные условия для обучения.
Все эти задачи решаемы при использовании игровых образовательных технологий.
На личном опыте я убедилась, что игра на уроке иностранного языка способствует интенсивной языковой практике, обеспечивает контакт между участниками образовательного процесса, благодаря которому коммуникативная функция языка становится ведущей. Эффективность обучения в данном случае обусловлена повышением интереса к предмету.
Не стоит забывать о психологической составляющей игровой технологии. Изучение развития детей показывает, что в игре психические процессы развиваются более эффективно, чем в других видах деятельности. К тому же, чувство равенства, ощущение посильности заданий при коллективной работе, атмосфера сплоченности и положительный эмоциональный настрой позволяют учащимся преодолеть скованность и стеснительность, что дает прекрасные результаты обучения.
Таким образом, игровые образовательные технологии помимо предметных результатов позволяют формировать универсальные учебные действия, такие как коммуникативные, личностные и регулятивные. Значит, игра является современной образовательной технологией, отвечающей требованиям новых стандартов.
Практическое применение игровых технологий
Игра является неотъемлемой частью моей работы. Использую игровые приемы на разных этапах урока: при целеполагании и актуализации знаний, повторении и введении нового материала, динамической паузе и рефлексии.
Ролевые игры
Практически все современные УМК включают игровые технологии. Например, «Форвард» (автор М.В. Вербицкая) каждый раздел открывает диалогом, который учащимся предлагается проиграть в ролях, причем начинается эта работа уже на первом году обучения во 2 четверти, когда дети только что выучили алфавит и только-только учатся читать. На начальном этапе очень эффективны инсценировки русских народных сказок, слова которых дети прекрасно знают по-русски, остается только заменить их английскими эквивалентами. Это всем известные сказки «Колобок», «Репка», «Красная шапочка» и мн.др. Надо сказать, что учащиеся всех возрастов очень любят вживаться в различные роли и под их масками показывают неплохие результаты владения иностранным языком.
Игры-песни
На уроках мной часто используются песни. Линия учебников «Форвард» изобилует песнями различных жанров и стилей. При разучивании песен учащиеся обогащают словарный запас и углубляют знания по английскому языку в целом, совершенствуют произносительные навыки, развивают навыки и умения чтения и аудирования, стимулируют коммуникативные компетенции. Не умея читать, дети из слов песни учатся здороваться и прощаться, знакомиться и извиняться, легко запоминают дополнительную лексику, которая находится за пределами учебника. Так учащиеся 5 класса из песни в УМК «Форвард» знакомятся со словом lagoon – лагуна, значение которого они еще не знают по-русски. Более того, песня позволяет достичь точности в артикуляции, ритмике и интонации без скучного объяснения учителя.
Нельзя забывать об эстетической мотивации. Именно она влияет на формирование положительных чувств, эмоций, развивает воображение, снимает усталость. Песня вносит в процесс изучения языка элемент праздничности, нетрадиционности, что оказывает существенное влияние на эмоциональную сферу обучаемых.
Игры-движения
Чтобы разнообразить урок, снять усталость и улучшить овладение языковым материалом я практически на каждом уроке использую игры-движения. Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток. При изучении алфавита, например, мы с учащимися пишем буквы «на воздухе» указательным пальцем. Отличительной особенностью таких упражнений на уроке английского языка является активная жестикуляция для подкрепления слухового образа визуальным. Замечено, что визуальные образы запоминаются хуже, чем те слова или словосочетания, которые учитель и дети показывают сами и на себе. При этом срабатывает так называемая «мышечная память» и положительный эмоциональный фон, делающий процесс познания увлекательным и личностно значимым для обучаемого. Двигательная активность повышает темп и объем усвоения материала и снижает учебные нагрузки, что способствует продуктивному изучению иностранного языка.
Урок-игра
Также использую игру как самостоятельную единицу учебного процесса – урок-игру. Часто за основу таких уроков беру популярные игры типа «Счастливый случай», «Кто хочет стать миллионером?», «Что? Где? Когда?» и др. и наполняю их необходимым предметным материалом. Данный вид игры особенно эффективен при обобщении и актуализации новых знаний. При планировании стараюсь учитывать интерес современных детей к ИКТ, привлекаю технологии интерактивной доски SMART и Интернет-ресурсы. Интерактивная доска позволяет моделировать урок как уникальный комплекс, где за «шторой» скрыта тема урока, к которой по опорам-загадкам самостоятельно подходят ученики, где аккуратно вложены необходимые аудио- и видеофайлы, где подобраны интересные игровые задания, выполнив которые, дети достигают поставленной ими самими цели и мн. др.
Мультимедийные игры
Использование увлекательных Интернет-ресурсов расширяет временные границы урока и стимулирует детей к изучению иностранного языка дома во внеурочное время. Одним из ведущих преимуществ компьютерных игр является содействие индивидуализации обучения, позволяющее обучаемому работать в соответствии со своими особенностями.
Учащиеся 5-7 классов с удовольствием занимаются английским вместе со львенком в программе http://lingualeo.com/ru, умный совенок помогает им осваивать английский и другие иностранные языки в DuoLingo https://www.duolingo.com/, интересные игры ждут ребят на сайте English Kit для подростков, выучить и закрепить 5000 слов на бытовую тематику вам предложит интерактивное приложение Fun Easy Learn English http://funeasyenglish.com/, учиться у носителей языка на оригинальном материале можно на сайтах ABA English https://campus.abaenglish.com/en, https://www.busuu.com/ru/ и мн. др. Освоив данные ресурсы, дети часто сообщают, что нашли другие интересные сайты и программы, делятся полученной информацией, соревнуются между собой, ведь почти каждая программа использует уровневый принцип изучения материала, что наилучшим образом активизирует познавательный интерес обучаемых и заставляет их достигать новых вершин, а соответственно и лучших результатов.
Результативность игровых технологий
Эффективность использования игровой методики можно подтвердить следующими данными. В экспериментальную группу в 2021-2022 уч.г. я взяла учащихся 5 класса и стала систематически использовать игровые технологии.
Обычно при переходе класса из начальной школы в основную качество знаний по английскому языку падает. В данном случае – наоборот, к концу 6 класса повысилось на 2%, а к первому полугодию 7 класса повышение уровня качества знаний составило уже 5% (от уровня 5 класса).
В параллельном классе, где игровые технологии использовались лишь время от времени, действительно, к концу 6 класса наблюдалось снижение уровня качества знаний (на 6%), а к первому полугодию еще на 2% (итого — 8%).
Также было замечено повышение уровня познавательной активности учащихся экспериментального класса, если в 5 классе выразили желание участвовать в предметных олимпиадах по английскому языку только 3 человека из 17 (18%), то в 6 классе – 5 (30%), в 7 – 7 человек (41%).
В обычном классе познавательная активность осталась на прежнем уровне (в 5 классе – 2, в 6 – 2 уч-ся, в 7 – 2 уч-ся).
Особенности применения
Активное применение игровой технологии на уроках английского языка позволило мне выявить некоторые ограничения использования данной методики.
Во-первых, игра должна соответствовать психологической готовности учащихся к общению, совместной деятельности. В противном случае она утомит детей и потеряет силу эмоционального воздействия.
Во-вторых, необходимо выбрать адекватную форму оценки и исправления ошибок, чтобы не нанести вред психике ребенка и не потерять положительный психологический настрой.
В-третьих, использование методики должно быть системным, с постепенным усложнением и внедрением разнообразных форм взаимодействия для поддержания стабильного интереса и, соответственно, лучших результатов обучения.
И наконец, в использовании игр должна быть умеренность, чтобы дети не перешли от цели к мотиву, и игра не потеряла бы образовательной функции.
Таким образом, с помощью игровой методики учитель сможет сделать обучение интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность, как требуют того новые ФГОС.